Минприроды России в соответствии с письмом Председателя Комитета
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А. П. Майорова от 08.07.2021 № 3.7-17/2240 по вопросу представления позиции о приравнивании древесно-кустарниковых и строительно-отделочных отходов к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО), и закрепления обязанности регионального оператора по уборке мест накопления и погрузки твердых коммунальных отходов, приобретению и содержанию мусорных контейнеров сообщает.
По вопросу устранения противоречия в понятии «твердые коммунальные
отходы» (далее – ТКО) путем приравнивания растительных отходов, образованных при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, к ТКО.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под ТКО
понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные
физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах
жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых
помещениях в процессе потребления физическими лицами.
При этом в силу положений пункта 3 Правил определения нормативов
накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, в целях определения нормативов накопления ТКО в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при
уборке придомовой территории.
Таким образом, растительные отходы, которые образуются при уходе за
зелеными насаждениями, не учитываются при проведении замеров в целях
определения нормативов накопления ТКО.
Пунктом 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для
обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 03.04.2013 № 290, (далее – Минимальный перечень) определено, что к работам по содержанию придомовой территории в теплый период года относятся, в том числе подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов.
Согласно ГОСТ Р 56195–2014 «Национальный стандарт
Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденному и введенному в действие с 01.07.2015 приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст, в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирный дом, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.
На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за
древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором,
заключённым с лицами (организациями), обладающими соответствующей
разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого
тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Учитывая изложенное, внесение изменений в Закон № 89-ФЗ в части
отнесения растительных отходов, образованных при уходе за древесно-
кустарниковыми посадками, к ТКО нецелесообразно.
По вопросу отнесения строительно-отделочных отходов к ТКО.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
№ 1156 (далее – Правила № 1156), установлено, что крупногабаритные отходы
(далее – КГО) – это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта
жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Правилами № 1156 потребители (собственник ТКО или
уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании изложенного, КГО подлежат вывозу региональным оператором
в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом согласно статье 1 Градостроительного кодекса
Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального
строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или)
восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Отходы, образованные при капитальном ремонте объектов недвижимости (это
работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к TKО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Отходы строительства и ремонта отличаются от отходов, относимых к ТКО,
по размеру, составу и классу опасности, что предопределяет особенности при
обращении с такими отходами. Так, например, для транспортирования различных видов отходов предназначены различные виды Специализированного транспорта.
Отходы строительства и ремонта способны повредить не предназначенный для их транспортирования транспорт. Кроме того, некоторые виды отходов строительства и ремонта содержат вредные вещества, которые накапливаясь в больших объёмах, могут представлять угрозу для жизни и здоровья людей.
В соответствии с подпунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса
Российской Федерации работы капитального характера по замене конструктивных элементов зданий, в том числе жилых, строений, сооружений, при которых образуются отходы, являются отходами от профессиональной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства и ремонта и имеющие соответствующие допуски к проведению таких работ. Таким образом, в составе КГО такие виды отходов не могут быть представлены.
Кроме того, в соответствии с ФККО «Отходы строительства и ремонта»
(8 00 000 00 00 0) и «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0) относятся к разным типам отходов.
Учитывая изложенное, отнесение отходов строительства и ремонта к ТКО
нецелесообразно.
По вопросу закрепления обязанности регионального оператора по уборке мест
накопления и погрузки ТКО, а также приобретению и содержанию контейнеров.
На основании положений статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов
местного самоуправления муниципальных образований в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
При этом согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации
собственники помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) несут бремя
расходов на содержание общего имущества в МКД в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО,
включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер,
контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ,
необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 219.
Вместе с этим, «уборкой мест погрузки ТКО» являются действия по подбору
оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в
мусоровоз, в соответствии с положениями Правил № 1156.
Также согласно Правилам № 1156 «погрузка ТКО» – перемещение ТКО из
мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется
погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест
погрузки ТКО.
С учетом пункта 13 Правил № 1156, согласно которому региональный
оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких
отходов в мусоровоз, уборка мест погрузки ТКО входит в обязанности
регионального оператора при осуществлении услуги по обращению с ТКО.
Таким образом, на основании положений, приведенных выше,
законодательством об обращении с ТКО предусмотрено разграничение
обязанностей регионального оператора, органов местного самоуправления
муниципальных образований и собственников помещений в МКД. Так, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО являются обязанностью органов местного самоуправления муниципальных образований. В случае, если такие места (площадки) накопления ТКО входят в состав общего имущества в МКД, обязанность по их созданию и содержанию лежит на собственниках помещений в МКД. Вместе с этим, уборка мест погрузки осуществляется региональным оператором, содержание мест (площадок) накопления ТКО не является предметом договора на оказание услуги по обращению с ТКО.
В указанной связи пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с
твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее — Основы ценообразования), предусмотрено, что расходы на уборку мест погрузки ТКО учитываются при определении необходимой валовой выручки регионального оператора.
Кроме того, необходимо обратить внимание, что согласно подпункту «з»
пункта 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 №. 881, документация об отборе может содержать обязательства регионального оператора по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости).
Пунктом 90 Основ ценообразования предусмотрено, что в необходимую
валовую выручку регионального оператора включаются расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
При этом Основы не устанавливают обязательные требования для регионального оператора в части приобретения и (или) содержания контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и не определяют объем соответствующих обязательств.
Таким образом, в случае если при проведении конкурсного отбора
регионального оператора по обращению с ТКО документация об отборе содержит обязательства регионального оператора по созданию и содержанию контейнерной площадки региональный оператор обязан обеспечить выполнение такого условия в объеме, предусмотренном соглашением с субъектом Российской Федерации, и за счет указанного в соглашении источника финансирования.
На основании изложенного, в настоящее время законодательно предусмотрена обязанность регионального оператора по осуществлению уборки мест погрузки ТКО, а также определены случаи, при которых региональный оператор обеспечивает создание и содержание контейнерной площадки, включая приобретение и содержание контейнеров.
Заместитель Министра природных
ресурсов и экологии Российской
Федерации
Д. Д. Тетенькин
Минприроды России в соответствии с письмом Председателя Комитета
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А. П. Майорова от 08.07.2021 № 3.7-17/2240 по вопросу представления позиции о приравнивании древесно-кустарниковых и строительно-отделочных отходов к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО), и закрепления обязанности регионального оператора по уборке мест накопления и погрузки твердых коммунальных отходов, приобретению и содержанию мусорных контейнеров сообщает.
По вопросу устранения противоречия в понятии «твердые коммунальные
отходы» (далее – ТКО) путем приравнивания растительных отходов, образованных при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, к ТКО.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под ТКО
понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные
физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах
жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых
помещениях в процессе потребления физическими лицами.
При этом в силу положений пункта 3 Правил определения нормативов
накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, в целях определения нормативов накопления ТКО в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при
уборке придомовой территории.
Таким образом, растительные отходы, которые образуются при уходе за
зелеными насаждениями, не учитываются при проведении замеров в целях
определения нормативов накопления ТКО.
Пунктом 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для
обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 03.04.2013 № 290, (далее – Минимальный перечень) определено, что к работам по содержанию придомовой территории в теплый период года относятся, в том числе подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов.
Согласно ГОСТ Р 56195–2014 «Национальный стандарт
Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденному и введенному в действие с 01.07.2015 приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст, в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирный дом, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.
На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за
древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором,
заключённым с лицами (организациями), обладающими соответствующей
разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого
тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Учитывая изложенное, внесение изменений в Закон № 89-ФЗ в части
отнесения растительных отходов, образованных при уходе за древесно-
кустарниковыми посадками, к ТКО нецелесообразно.
По вопросу отнесения строительно-отделочных отходов к ТКО.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
№ 1156 (далее – Правила № 1156), установлено, что крупногабаритные отходы
(далее – КГО) – это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта
жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Правилами № 1156 потребители (собственник ТКО или
уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании изложенного, КГО подлежат вывозу региональным оператором
в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом согласно статье 1 Градостроительного кодекса
Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального
строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или)
восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Отходы, образованные при капитальном ремонте объектов недвижимости (это
работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к TKО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Отходы строительства и ремонта отличаются от отходов, относимых к ТКО,
по размеру, составу и классу опасности, что предопределяет особенности при
обращении с такими отходами. Так, например, для транспортирования различных видов отходов предназначены различные виды Специализированного транспорта.
Отходы строительства и ремонта способны повредить не предназначенный для их транспортирования транспорт. Кроме того, некоторые виды отходов строительства и ремонта содержат вредные вещества, которые накапливаясь в больших объёмах, могут представлять угрозу для жизни и здоровья людей.
В соответствии с подпунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса
Российской Федерации работы капитального характера по замене конструктивных элементов зданий, в том числе жилых, строений, сооружений, при которых образуются отходы, являются отходами от профессиональной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства и ремонта и имеющие соответствующие допуски к проведению таких работ. Таким образом, в составе КГО такие виды отходов не могут быть представлены.
Кроме того, в соответствии с ФККО «Отходы строительства и ремонта»
(8 00 000 00 00 0) и «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0) относятся к разным типам отходов.
Учитывая изложенное, отнесение отходов строительства и ремонта к ТКО
нецелесообразно.
По вопросу закрепления обязанности регионального оператора по уборке мест
накопления и погрузки ТКО, а также приобретению и содержанию контейнеров.
На основании положений статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов
местного самоуправления муниципальных образований в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
При этом согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации
собственники помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) несут бремя
расходов на содержание общего имущества в МКД в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО,
включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер,
контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ,
необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 219.
Вместе с этим, «уборкой мест погрузки ТКО» являются действия по подбору
оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в
мусоровоз, в соответствии с положениями Правил № 1156.
Также согласно Правилам № 1156 «погрузка ТКО» – перемещение ТКО из
мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется
погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест
погрузки ТКО.
С учетом пункта 13 Правил № 1156, согласно которому региональный
оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких
отходов в мусоровоз, уборка мест погрузки ТКО входит в обязанности
регионального оператора при осуществлении услуги по обращению с ТКО.
Таким образом, на основании положений, приведенных выше,
законодательством об обращении с ТКО предусмотрено разграничение
обязанностей регионального оператора, органов местного самоуправления
муниципальных образований и собственников помещений в МКД. Так, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО являются обязанностью органов местного самоуп?